Дмитрий Рогозин, Анна Ипатова, Надежда Галиева


СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ
(ТЕЛЕФОННОЕ) ИНТЕРВЬЮ


М., 2018

Заказать бумажную книгу: el.vyugovskaya@gmail.com
Стандартизированное интервью — основной метод в опросной индустрии. В книге предлагается новый подход к описанию стандартизации, который позволяет оценить качество коммуникативных практик, конструируемых через отношение с различными видами интервью. На примере более ста фрагментов телефонных интервью, взятых из опросов, проведенных Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, показано, что стандартизированное интервью реализуется с помощью техник, далеко выходящих за рамки стандартизированных процедур.

Книга будет полезна специалистам в области опросов общественного мнения, заказчикам массовых опросов, социальным исследователям, а также студентам, аспирантам и преподавателям по социологическим и маркетинговым специальностям.



В конце 70-х Моисей Соломонович Рывкин (муж Инны Владимировны Рывкиной, физик-теоретик), разбираясь в моих путаных объяснениях термина «веерные матрицы», сказал, что сам факт появления матричных структур свидетельствует о том, что у социологии есть шанс стать настоящей наукой. И полвека не прошло, как его предчувствие воплотилось в книжке Дмитрия Рогозина с соавторами. Чему я очень рад.

Симон Кордонский,
ординарный профессор НИУ Высшая школа экономики



Книга необычная. Читаю описания коммуникативных ситуаций, беседы с интервьюерами — все верно, но складывается новое понимание природы стандартизованного интервью. Действительно, особый вид коммуникации. И что значит ошибка интервьюера? Часто это совсем даже и не ошибка, а наоборот, исправление недоработки в строении стандартизованного интервью или инструкции по проведению опроса.

Борис Докторов,
доктор философских наук, профессор



В конце ХХ века языкознание, прощаясь с соссюровской парадигмой, развернулось к человеку, и стали говорить о «человеческом факторе в языке». С выходом подобных книг исследовательская социология разворачивается лицом к человеку, мы начинаем говорить о человеческом факторе при изучении человека.

Роман Бумагин,
кандидат социологических наук, генеральный директор исследовательского и коммуникационного агентства «Рефакта»



В книге раскрывается то, что происходит «по ту сторону соцопросов»: как из человеческих коммуникаций появляются социологические данные в своей привычной стандартизованной форме и какие трудности стоят на этом пути. Показано, что сам процесс сбора данных таит в себе немало эвристических находок, полезных для методологов. Наблюдение за работой интервьюеров, анализ многообразных коммуникативных ситуаций, расшифровка «подноготной» исследовательского процесса превращаются в герменевтическую рефлексию.

Елена Данилова,
кандидат социологических наук, руководитель центра теоретических и историко-социологических исследований ФНИСЦ РАН



Авторы создают методическую оптику для понимания работы реальных интервьюеров в реальных С(Т)И. И эта оптика реально работает: основной объем книги — эмпирический анализ большого массива фрагментов С(Т)И. Поверьте, это захватывающее чтение!

Александр Ослон,
кандидат технических наук, Президент ФОМ